Сергей Васильевич Рахманинов
(1873–1943 гг.)

В 2023 году музыкальный мир отмечает 150-летие со Дня Рождения Сергея Рахманинова. Сергей Васильевич Рахманинов — композитор, пианист, дирижёр. Имя его стоит в ряду величайших имён в истории мировой музыкальной культуры. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронёс в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.
«Я — русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», — эти слова принадлежат Сергею Рахманинову.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырёхлетнего возраста и проходили под руководством матери. В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского. В 1892 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. Жизнь складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, в первую очередь семья Сатиных, он чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижёрский дебют в Московской частной опере (1897). В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Фёдором Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним «из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний».

В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 г. побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини». Радостным событием явилась постановка оперы «Алеко» в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея А. Пушкина с Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству. В 1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США, где даёт 26 концертов. В 1910–1911 годы Рахманинов играет в Англии и Германии. С той поры он много концертирует как за рубежом, так и в России.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьёй покинул Россию, как оказалось, навсегда. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству. Более четверти века прожил он на чужбине, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырёх тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку, к самому сокровенному в нём, и всегда исполнена вдохновения. Через всё творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

Подготовила: Моргунова Е.В., ведущий библиограф Модельной библиотеки им. Г.П. Башарина, п. Беркакит

Сергей Васильевич Рахманинов
(1873–1943 гг.)

В 2023 году музыкальный мир отмечает 150-летие со Дня Рождения Сергея Рахманинова. Сергей Васильевич Рахманинов — композитор, пианист, дирижёр. Имя его стоит в ряду величайших имён в истории мировой музыкальной культуры. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронёс в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.
«Я — русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», — эти слова принадлежат Сергею Рахманинову.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырёхлетнего возраста и проходили под руководством матери. В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского. В 1892 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. Жизнь складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, в первую очередь семья Сатиных, он чувствовал себя одиноким. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижёрский дебют в Московской частной опере (1897). В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Фёдором Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним «из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний».

В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 г. побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини». Радостным событием явилась постановка оперы «Алеко» в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея А. Пушкина с Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству. В 1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США, где даёт 26 концертов. В 1910–1911 годы Рахманинов играет в Англии и Германии. С той поры он много концертирует как за рубежом, так и в России.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьёй покинул Россию, как оказалось, навсегда. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству. Более четверти века прожил он на чужбине, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырёх тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку, к самому сокровенному в нём, и всегда исполнена вдохновения. Через всё творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

Подготовила: Моргунова Е.В., ведущий библиограф Модельной библиотеки им. Г.П. Башарина, п. Беркакит

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
БИБЛИОТЕКА № 4

Телефон: 8 (41147) 7-36-05
E-mail: coyr@mail.ru
Почтовый адрес: 678990, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, поселок Беркакит, ул. Башарина, д. 6

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
БИБЛИОТЕКА № 4

Телефон: 8 (41147) 7-36-05
E-mail: coyr@mail.ru
Почтовый адрес: 678990, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, поселок Беркакит, ул. Башарина, д. 6